@ARTICLE{26543118_217473357_2018, author = {Г. А. Цукерман and Г. С. Ковалева and В. Ю. Баранова}, keywords = {, образовательные результаты, читательская грамотность, международный мониторинг, четвероклассники, PIRLS‑2016читательские умения}, title = {Читательские умения российских четвероклассников: уроки PIRLS‑2016}, journal = {Вопросы образования}, year = {2018}, number = {1}, pages = {58-78}, url = {https://archive_vo.hse.ru/2018--1/217473357.html}, publisher = {}, abstract = {Цукерман Галина Анатольевна - доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО. Адрес: 125009, Москва, ул. Моховая, 2. E-mail: galina. zuckerman@gmail.com Ковалева Галина Сергеевна - кандидат педагогических наук, руководитель Центра оценки качества образования Института стратегии образования Российской академии образования. Адрес: 105062, Москва, ул. Макаренко, 5/16. E-mail: galina_kovaleva_rao@mail.ru Баранова Виктория Юрьевна - сотрудник Центра оценки качества образования Института стратегии образования Российской академии образования. Адрес: 105062, Москва, ул. Макаренко, 5/16. E-mail: vikjur@mail.ruСреди ключевых понятий теста PIRLS выделено наиболее оперативное, на  основе которого можно строить новые педагогические практики и инструменты для оценки образовательных результатов. Таковым является понятие «читательские умения», подробному анализу которых посвящена статья. Это понятие обладает еще одним достоинством: читательские умения, выделенные в теоретической концепции PIRLS, универсальны, они помогают понимать и  художественные, и  информационные тексты. Тест PIRLS‑2016 показал, что читательские умения у российских четвероклассников сформированы превосходно, лучше, чем у их сверстников в  50 странах мира. Сравнивая результаты российских четвероклассников по  каждому вопросу теста PIRLS‑2016 со  средними международными результатами, авторы установили, что умение интегрировать и интерпретировать идеи и информацию текста развито у российских выпускников начальной школы существенно лучше, чем умение находить в тексте информацию, сформулированную в  явном виде. Выявление самых сильных и  относительно слабых сторон читательской грамотности российских четвероклассников необходимо для того, чтобы раскрыть ресурсы педагогики, которые пока еще не использованы для повышения читательской грамотности учеников на  всех ступенях образования. }, annote = {Цукерман Галина Анатольевна - доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО. Адрес: 125009, Москва, ул. Моховая, 2. E-mail: galina. zuckerman@gmail.com Ковалева Галина Сергеевна - кандидат педагогических наук, руководитель Центра оценки качества образования Института стратегии образования Российской академии образования. Адрес: 105062, Москва, ул. Макаренко, 5/16. E-mail: galina_kovaleva_rao@mail.ru Баранова Виктория Юрьевна - сотрудник Центра оценки качества образования Института стратегии образования Российской академии образования. Адрес: 105062, Москва, ул. Макаренко, 5/16. E-mail: vikjur@mail.ruСреди ключевых понятий теста PIRLS выделено наиболее оперативное, на  основе которого можно строить новые педагогические практики и инструменты для оценки образовательных результатов. Таковым является понятие «читательские умения», подробному анализу которых посвящена статья. Это понятие обладает еще одним достоинством: читательские умения, выделенные в теоретической концепции PIRLS, универсальны, они помогают понимать и  художественные, и  информационные тексты. Тест PIRLS‑2016 показал, что читательские умения у российских четвероклассников сформированы превосходно, лучше, чем у их сверстников в  50 странах мира. Сравнивая результаты российских четвероклассников по  каждому вопросу теста PIRLS‑2016 со  средними международными результатами, авторы установили, что умение интегрировать и интерпретировать идеи и информацию текста развито у российских выпускников начальной школы существенно лучше, чем умение находить в тексте информацию, сформулированную в  явном виде. Выявление самых сильных и  относительно слабых сторон читательской грамотности российских четвероклассников необходимо для того, чтобы раскрыть ресурсы педагогики, которые пока еще не использованы для повышения читательской грамотности учеников на  всех ступенях образования. } }